Заседание секции 3 «Культурология» ХIХ Всероссийской научной конференции «Печать и слово Санкт-Петербурга: Петербургские чтения – 2018»
Заседание 3 секции «Культурология» конференции состоялось 26 октября 2018 года в 14:30.
Председатель: д.филос.н., профессор Кардинская С.В.
На заседании секции присутствовали четыре докладчика, но, несмотря на малочисленность выступающих, представленные темы вызвали большой интерес участников секции и присутствующих слушателей.
Выступление доцента Московского филиала СПбГУП Матвеевой Елены Олеговны было посвящено теме «Социально-психологические аспекты актуализации массовой культуры в современной российской рекламе». Докладчик систематизирует элементы массовой культуры в рекламной коммуникации, показывает коммуникационные и психологические приемы, используемые создателями рекламных сообщений для закрепления социальных стереотипов в сознании потребителей и включении их в систему потребления посредством механизмов рекламы. Особый интерес у слушателей вызвали рассуждения Матвеевой Е.О. об отличиях рекламы последних лет на российском телевидении и интернет-рекламы, докладчику удалось показать специфику смысловых и ценностных изменений, происходящих в рекламной коммуникации в последнее время.
Доклад «Искусство как форма коммуникации: эстетико-антропологический аспект», прочитанный к.филос.н. Пряжниковой Анной Юрьевной (СОШ № 3, г. Санкт-Петербург), обратил внимание слушателей на фундаментальные основы искусства как сферы человеческой деятельности. В своем выступлении Пряжникова А.Ю. представила концепции искусства в рамках эстетических и антропологических теорий, обосновала необходимость обращения к марксисткой философии при рассмотрении данного аспекта, поскольку, по ее мнению, в пределах этой аналитической модели достаточно подробно разработана аксиологическая проблематика. В докладе были проанализированы виды и формы искусства, обозначен коммуникативный поворот различных эстетических направлений, сделан обзор современного искусства и возможностей закрепления новых ценностей в структурах эстетического дискурса. Пряжникова А.Ю. обосновывает тезис о важной роли этических смыслов в искусстве и нравственной позиции художника, анализирует возможности эстетического и этического воспитания и образования в современном мире.
Корочкова Светлана Александровна (к.ф.н., доцент каф. Рекламы ВШПМ СПбГУПТД) представила доклад «Проект «Мобильная библиотека» как часть культурного пространства Санкт-Петербурга». Тема доклада вызвала большой интерес слушателей, поскольку была посвящена раскрытию понятий «культурное пространство», «мобильная библиотека» и ряда других концептов, важных для осмысления реалий, связанных с формированием различных городских пространств. Проект, представленный Корочковой С.А., позволил определить специфические черты городских пространств Санкт-Петербурга, выявить специфику отношения населения современного Санкт-Петербурга к проблемам чтения, библиотечного дела, к различным реальным и виртуальным культурным практикам. Рассказ о данном проекте был интересен еще и тем, что в нем принимали непосредственное участие выпускники и студены ВШПМ СПбГУПТД. Рефлексия по поводу возможностей профессионального участия студентов в жизни города являлась важной частью представленного доклада и послужила основой для активного обсуждения данной практики докладчиками и слушателями секции конференции.
Завершил заседание секции доклад Кардинской Светланы Владленовны (д.филос.н., профессор каф. ГиСЭД СПбГУПТД) «Сфера «неопределенности» рекламного сообщения как основание рекламной коммуникации». Позиция автора исследования, раскрытая в докладе, способствует рассмотрению рекламной деятельности как системы коммуникации, включающей в себя различные социальные элементы и функционирующей как последовательность операций, задающих различия «информация / неинформация», «прошлое / будущее», «старое / новое» и т.д. Докладчиком, на основе методологии Н. Лумана, были проанализированы рекламные сообщения ряда российских торговых марок, таких как «Авито», «Домик в деревне», «Сбербанк» и др., выявлены рекурсивные структуры рекламного дискурса, а также условия, при которых система проявляет «раздражимость» по отношению к новым социальным практикам. Посредством представленных примеров рекламных сообщений Кардинская С.В. продемонстрировала механизмы мифологизации рекламной коммуникации, присутствующие в практиках современного брендинга, определяющего конструирование ценностей бренда, закрепления их в пространстве социального дискурса и, тем самым, вовлечение индивидов в структуры потребления.
Темы, рассматриваемые на заседании секции, могут служить основанием для развития идей в области культурологии и социальной философии, а дискуссионное пространство, сформированное участниками конференции, обнаруживает необходимость дальнейших разработок в сферах, обозначенных докладчиками. Участники конференции отметили хорошую организацию заседания секции и конференции в целом, атмосферу тепла и заинтересованности, являющуюся отличительной особенность научного форума «Печать и слово Санкт-Петербурга».