Два проекта победили в конкурсе на памятник Чайковского в Петербурге, один из авторов — заведующий кафедрой в СПбГУПТД Виктор Гаврилов
Победителями Открытого архитектурного конкурса на лучшую идею памятника Петру Чайковскому, который будет установлен у Концертного зала Мариинского театра в Петербурге, стали два авторских проекта, один из которых — работа коллектива во главе со скульптором Виктором Гавриловым, заведующим кафедрой дизайна интерьера Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. О международном конкурсе на лучший проект памятника было объявлено в сентябре прошлого года. На первый этап конкурса представили свои работы более 90 скульпторов из регионов России и зарубежных стран. Во второй этап вышли пять проектов.
«У нас два победителя... Главным итогом нашего совещания, достаточно эмоционального, является отсутствие проблемы, не смогли выбрать, выбрали два... Я попросил коллег оставить возможность для выдающихся музыкантов тоже сказать свое слово, потому что в архитектурной среде Петербурга найдется достаточно интересная возможность и для одного, и для другого памятника», — прокомментировал директор Мариинского театра Валерий Георгиев. Пока не решено, какая из двух работ-победителей будет установлена у Концертного зала Мариинского театра. Место размещения второй также будет определено позднее. В свою очередь глава Петербурга Александр Беглов сообщил, что памятник будет установлен за счет фонда Валерия Гергиева, а также обратил внимание на то, насколько долгожданным является это событие. «Много десятилетий поднимался вопрос об установке памятника Чайковскому в Петербурге. Сейчас мы приблизились к тому, чтобы эту идею воплотить», — заявил губернатор Александр Беглов.
В коллектив Виктора Гаврилова вошли также архитектор Виталий Чернышов и визуализатор Алеся Тукач. Сам проект представляет собой фронтальную композицию высотой 4 метра и длиной 24 метра с портретом композитора и его последним автографом, датированным 1893 годом, выполненную из параллельно расположенных пластин, образующих объемную модель. Композиция призвана создать камерную атмосферную на площади у Концертного зала Мариинского театра, но в то же время не будет перегружать пространство тяжелыми формами, так как скульптор выбрал художественно-технологический прием создания портрета из пластин, что сильно облегчило конструкцию памятника. Концепция предполагает использование пространства площади и для проведения музыкальных мероприятий.
Виктор Гаврилов, заведующий кафедрой дизайна интерьера СПбГУПТД, кандидат искусствоведения: «Само место установки скульптуры специфическое — открытая площадка, обращенная с одной стороны на стадион Университета им. П. Ф. Лесгафта, а это спортивные состязания, совсем другое состояние, а с противоположной стороны улица Декабристов, проезжая часть. Площадь благоустроена, но достаточно «холодная». Перед нами стояла задача и зонировать пространство, и создать композицию, которая гармонично впишется в существующее благоустройство. Мы также хотели показать нематериальность музыки, ее бестелесность, привнести легкое эфемерное состояние в атмосферу на площади. Фасад здания современный, поэтому мы внесли и актуальную лексику, сохранив баланс между традиционным и современным подходом к монументальному искусству, внеся инновации, которые могли бы стать точкой притяжения не только для зрителей, но и для гостей города».
О Викторе Гаврилове рассказал профессор Владимир Санжаров, член Сената Союза дизайнеров России, директор Института дизайна и искусств СПбГУПТД: «Виктор Гаврилов — действующий скульптор и арт-дизайнер, член Союза художников и Союза дизайнеров России, он находит в себе силы одновременно и руководить коллективом, и преподавать, и творить. Он действующий профессионал, в СПбГУПТД преподает дисциплины «Арт-дизайн», «Академическая скульптура и пластическое моделирование». Для студентов очень почетно, когда ими руководит именно действующий профессионал, не теоретик. Это и ценно, ведь и ведет он дисциплины, входящие в его профессиональные интересы».