#Vсамоесердце: «Никого не волновал пятый пункт моей анкеты»

10 ноября

Изучая вклад ученых разных национальностей в развитие науки, специалисты кафедры истории и теории искусства СПбГУПТД начали полномасштабное исследование деятельности Авенира Чемерзина — представителя черкесской аристократии, военного инженера, ученого, который работал в Российской империи, изобретателя бронежилета, бронеавтомобиля, бронешлемов для авиаторов, специальных противопульных сплавов. Итогом проделанной работы стало то, что потомки ученого узнали историю своего предка. А представив результаты исследований на форуме «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», в научном сообществе возникло предложение увековечить память Чемерзина в виде мемориальной доски, ведь до сих его вклад не был осмыслен в полной мере.


Описание способа приготовления сплава. Российская национальная библиотека.


Главная книга Путиловского завода.

Научная работа позволила выявить личный архив Чемерзина и документы, подтверждающие авторство разработок в сфере создания первых отечественных бронежилетов, вклад в изучение свойств различных материалов, во многом опередивших время. Документы, найденные в фондах федеральных и ведомственных архивов (документы Главного артиллерийского управления, Главного военно-технического управления, производственная документация из фондов металлургических заводов) подтвердили достижения Чемерзина в области создания композитных изделий, разделения на классы защиты, типоразмеры и другие разработки. Это привилегии и патенты, сведения о заказах изделий автора, их описания. Есть и графические источники – фотоснимки и схемы.


Панцырь Чемерзина. Фотография. Источник –goskatalog.ru

«Важно было рассказать общественности о его вкладе в развитие военной промышленности, отечественной науки. Выступая на конференции, мы делали акцент на то, что его история – один из многих примеров межнационального согласия в рамках общей идеи. А общая идея – это защита Родины, это пример того, что наука выше национальной принадлежности, — рассказывает доцент кафедры истории и теории искусства СПбГУПТД Римма Тимофеева. – Когда мы со студентами изучаем какую-то историко-культурную тему, я всегда предлагаю выбрать в качестве объекта исследования автора, который, независимо от национальности, совершал нечто значимое для страны. В нашей истории есть множество примеров, когда еврейские, китайские, татарские, бурятские, американские, грузинские, чеченские, русские ученые работали вместе в интернациональных коллективах. В этом и заключается философское осмысление науки: все народы должны служить благородной цели, работая вместе».

В подтверждении слов Риммы Тимофеевой мы публикуем строки Михаила Матусовского. Он заканчивает свое стихотворение упоминаем «пятого пункта анкеты». В СССР графа номер 5 предназначалась для указания национальности в личном листке по учету кадров паспортных органов, на основании которого оформлялся паспорт.

Клочья тряпок, провода,

Чей-то танк и чья-то хата,

Даже воздух и вода —

Было все огнем объято.

И меня сквозь этот ад,

Где пригорки были шатки,

Санитары в медсанбат

Волокли на плащ-палатке.

Перебежка в три шага

Здесь, как жизнь, была опасной.

Кровь лилась из сапога

И была, представьте, красной.

И когда горячий вал

Жаром обдавал кюветы

Никого не волновал

Пятый пункт моей анкеты.

Фотоснимки Авенира Чемерзина до 1917 года в изученных фондах обнаружены не были, тем не менее, сохранились его автографы.