80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда
Утром 12 января 1943 года после двухчасовой артподготовки начались ожесточенные бои. Шесть дней войска Ленинградского и Волховского фронтов стремительно двигались навстречу друг другу. 18 января войска наших фронтов соединились. Были освобождены Шлиссельбург и Южное побережье Ладожского озера. Сухопутное сообщение Ленинграда со страной было восстановлено. Из архивных материалов музея истории Университета промышленных технологий и дизайна, а также из опубликованных воспоминаний участников войны можно проследить их фронтовые судьбы.
У старшего преподавателя кафедры иностранных языков Топоровой Ольги Викторовны особая военная биография. До военных событий она работала преподавателем немецкого языка в Медицинском институте. В начале войны она служила на Ленинградском фронте в качестве переводчика при разведотделе. Для работы в радиоразведке нужно было не только знать язык противника, но и УКВ. Все немецкие самолеты держали связь со своими диспетчерами по радиосвязи. Задача отечественной радиоразведки заключалась в перехвате боевых заданий и их передаче в оперативный отдел военного штаба, который отвечал действиями батарей и самолетов. С помощью зашифрованных сообщений отправляли сведения о количестве бомбардировщиков и истребителей. Условное обозначение полета на Ленинград у немцев было «лечу на морг», а «лечу на колею» — о полете и бомбардировке Дороги жизни на Ладоге.
Первоначально разведотряд Топоровой базировался на водонапорной башне в Мурино, в Девяткино, а иногда — на аэродромах и воинских частях под Шлиссельбургом, Новой Ладогой и Копорье. Ольге Викторовне приходилось колесить в своем радиовагончике, наблюдая ужасы разрухи вокруг, вращая ручку аппарата и слушая немецких летчиков. Ольга уже по силе голоса могла определить их удаленность от радиовагончика. Потом ей пришлось освоить работу с пеленгатором УКВ, помогавшем установить местонахождение услышанных вражеских самолетов. Ей практически приходилось быть свидетелем боев наших и фашистских летчиков. Во время дождей и сильной облачности самолеты не летали, это было время отдыха. С тех пор дождливая погода стала самой любимой для Ольги Викторовны.
Доцент Арчаков Константин Сергеевич с 22 июня 1941 года воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В 1942 году он был контужен в бою и захвачен в плен. После череды лагерей попал в Каунас, где был отобран для разведшколы Абвера. Это был единственный шанс выбраться из лагеря и вернуться на Родину.
После окончания учебы Константин Арчаков был заброшен с диверсионной целью в Великие Луки для подрыва железнодорожного транспорта. Попав на свою территорию, он был доставлен в отдел контрразведки, где его решили отправить назад в разведшколу для предотвращения диверсий потенциальных агентов Абвера.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой органической химии Ленинградского текстильного института Вячеслав Венедиктович Яновский во время войны в 1941 году работал в Спецхимлаборатории МПВО, созданной в Институте для нужд Ленинградского фронта. Именно он разработал заменители пищевых продуктов из хлопка, линта, костры, лубяных материалов, которые в голодные дни блокады добавлялись в хлеб на хлебопекарных заводах (суррогатный хлеб). Помимо этого, Вячеслав Венедиктович организовал производство витамина С и медицинской глюкозы для нужд военного госпиталя, находившегося в здании Института. Сын профессора Игорь Яновский, преподаватель кафедры органической химии ЛТИ, сражался с 1941 года на Ленинградском фронте. В начале 1943 года погиб в бою, похоронен на воинском кладбище в
Не всем было суждено вернуться. Из 30 студентов ЛТИ, погибших в Великую Отечественную войну, 18 человек погибли на Ленинградском фронте. А из 17 сотрудников — 11 погибли в бою под Ленинградом.
Ректор
— Университет промышленных технологий и дизайна гордится своей историей, учеными, преподавателями и студентами, которые демонстрировали доблесть, мужество, самоотверженность и верность служебному долгу в годы Великой Отечественной войны.