Отечественное углеродное волокно для топливных батарей российских самолетов

29 марта

Ученые СПбГУПТД разработали технологию создания углеродных волокон для изготовления газодиффузионных подложек – важнейших компонентов топливных батарей. Такие батареи используются для выработки электроэнергии в авиационной и космической технике, в подводных лодках, кораблях, электровозах, в коммунальном хозяйстве и других областях. Представленная учеными технология дешевле, технологически проще и экологичнее, чем зарубежные аналоги.


Сегодня в водородной энергетике для создания двигателей используются батареи топливных элементов, одним из компонентов которых являются газодиффузионные подложки. Это конструкции в виде легкого и прочного листового материала с высокой пористостью, хорошо пропускающего газы, с высокой электро- и теплопроводностью. В зарубежных аналогах газодиффузионных подложек используются углеродные волокна на основе полиакрилонитрила. Вопрос импортозамещения в этой области решил коллектив ученых кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов имени А.И. Меоса СПбГУПТД. Технология экологически чистая. Термическая обработка при изготовлении углеродных волокон из полиакрилнетрила приводит к выделению высокотоксичных цианидов, чего не происходит при их изготовлении из полиоксадиазола. К тому же ученые доказали, что для создания газодиффузионных подложек по их технологии можно использовать даже неутилизируемые отходы текстильных предприятий. Но основное – это преимущество в цене: разработка позволяет создавать углеродные волокна минимум на 30% дешевле, чем зарубежные аналоги.