В СПбГУПТД прошла конференция, посвященная проблемам монументального искусства
17 марта 2023 года в главном корпусе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна на Большой Морской улице, д. 18 состоялось открытие международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы монументального искусства», объединившей отечественных и зарубежных специалистов. В этом году конференция была посвящена юбилеям трех выдающихся деятелей отечественного искусства — Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) и Аркадия Андреевича Пластова (1893-1972). Основная идея конференции была связана с актуальным и особенно важным в наше время представлением о значимости гражданственного содержания творчества художника, поднимающего в своих монументальных и станковых произведениях масштабные темы исторической судьбы своей Родины.
На пленарном заседании и на секции «Образы Отечества в творчестве В.И. Сурикова, В.М. Васнецова и А.А. Пластова» в докладах специалистов из Москвы и Петербурга было показано, насколько значительность и многомерность замысла картины, посвященной далекому или недавнему прошлому России, отвечает тем задачам, которые являются насущными для современных художников-монументалистов. В процессе работы секции были раскрыты различные аспекты содержания героических и трагедийных образов, созданных В.И. Суриковым, В.М. Васнецовым и А.А. Пластовым, и показана необходимость обращения к их наследию в свете насущных творческих задач начала XXI века. В основу произведения монументального искусства всегда положена актуальная задача, обращенная, в том числе, к каждому следующему поколению. Участники конференции акцентировали внимание на том, что эстетические категории прекрасного, возвышенного, героического, в значительной степени связанные с вечными общечеловеческими ценностями, стали определяющими для творчества В.И. Сурикова, В.М. Васнецова и А.А.Пластова и должны стать ориентиром, в том числе, для студентов и выпускников творческих вузов, в руках которых — будущее нашего монументального искусства. Две другие секции в день открытия конференции были посвящены вопросам синтеза искусств в организации пространственной среды, а также проблемам педагогики и методики преподавания в монументальном искусстве.
В рамках первого дня конференции прошло открытие международной выставки-конкурса «Творческая весна. Героям России», в которой по традиции приняли участие как профессионалы, так и молодые художники. Экспозицию выставки, посвященной всем защитникам нашего Отечества, составили сюжетные живописные и графические произведения на военную тематику, портреты, работы, связанные с жанром военного натюрморта, а также образы России в пейзажных полотнах. По итогам выставки-конкурса, которая будет проходить до 27 марта 2023 года, лауреаты (победители) и призеры (1, 2, 3 места) в различных номинациях выставки-конкурса будут награждены дипломами.
Во второй день конференции на площадке «Точка кипения — ПромТехДизайн» прошла работа секции «Традиции и новации в монументальном искусстве». Первая ее часть была представлена выступлениями докладчиков из Санкт-Петербурга, Москвы и Волгограда. Второй частью программы стал круглый стол «Монументалисты России. Монументальная живопись в эпоху перемен», в процессе которой в формате видеоконференции в программе «Zoom» состоялся обмен творческим, педагогическим и реставрационным опытом с педагогами и выпускниками художественных вузов городов Урала и Сибири (Екатеринбург, Иркутск, Новосибирск, Омск). Завершали круглый стол доклады, посвященные актуальным вопросам теории и практики монументального искусства в Санкт-Петербурге, реставрационным проектам, реализованным с участием художников-монументалистов.
Подводя итоги международной научно-практической конференции, автор идеи, ее организатор, кандидат искусствоведения заведующая кафедрой монументального искусства СПбГУПТД Дарья Олеговна Антипина и участники круглого стола отмечали, что на данный момент создание произведения, предназначенного для украшения общественных зданийи для храмов — большая ответственность, предполагающая достижение необходимой высоты образного результата в следовании плодотворным традициям реалистического искусства или новаторским методам в высоком профессионализме и в использовании достижений, накопленных на данный момент отечественными и зарубежными художниками-монументалистами.
В дни проведения конференции наряду с работой ее секций и открытием выставки-конкурса были проведены мастер-классы «Сувенир в технике витража», «Мозаичная брошь», «Подвеска в технике горячей эмали» и «Гобелен». Также на современной площадке «Точка кипения — ПромТехДизайн» во второй день конференции состоялась выставка студенческих работ.
Справка: организатором мероприятия выступает кафедра монументального искусства СПбГУПТД. Кафедра готовит живописцев-монументалистов, специалистов широкого профиля, способных выполнять как государственные заказы по художественному оформлению зданий общественного назначения, в том числе культовых построек, храмов, так и заказы от частных лиц. Выпускники кафедры занимаются станковой живописью и графикой, реставрацией памятников искусства, преподавательской и культурно-просветительской деятельностью.