За кулисами проекта «ОПЕРА & ПОДИУМ»: студенты СПбГУПТД о создании мультимедийных декораций
Работа студентов над масштабным межвузовским проектом «ОПЕРА & ПОДИУМ» завершилась фантастическим гала-концертом в зале Университета промышленных технологий и дизайна. Проект отвечал всем канонам современной digital оперы, для придания зрелищности которой используются визуальные эффекты. Мультимедийные декорации для отрывков из опер великих русских композиторов Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова создавали студенты кафедры цифровых и аддитивных технологий СПбГУПТД. Классические произведения обрели новое звучание благодаря динамичному иммерсивному фону, отражающему атмосферу каждой сцены. О своих работах рассказывают участники проекта.
«Студенты направления «Прикладная информатика в дизайне» изучают программирование, информационные технологии и цифровой дизайн, стажируются в крупных ИТ-компаниях, среди которых «Сбербанк», «PushKeen», кластер «Креономика» и диджитал-агентство «Риалвеб», наша кафедра также сотрудничает с аэропортом «Пулково», Мариинским театром и Академией танца Бориса Эйфмана. Мы всегда мотивируем наших студентов принимать участие в интересных коллаборациях, одной из которых стал проект «ОПЕРА & ПОДИУМ». Он позволил нашим студентам получить колоссальный опыт проектной деятельности. В процессе работы молодые digital-дизайнеры получали новые навыки, учились работать вместе, слушать друг друга, договариваться, а иногда и отстаивать свое видение. Молодым творческим и амбициозным людям порой это дается не просто, но тем полезнее и уникальнее этот опыт», — комментирует заведующий кафедрой цифровых и аддитивных технологий СПбГУПТД Антон Сошников.
Молодые digital-дизайнеры из СПбГУПТД в командах работали над визуальными эффектами для отрывков из опер Петра Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», Николая Римского-Корсакова — «Снегурочка» и «Садко».
Студенты Милена Хайдарова, Кирилл Куралов, Таисия Черезова и Анастасия Предеина создавали мультимедийные декорации к опере «Снегурочка». Дизайнеры начали с разработки общей концепции декорации, а затем продумывали отдельно каждую сцену, отталкиваясь от ее настроения, световых эффектов и костюмов. Следующим шагом стало создание эскизов. Все свои идеи студенты трансформировали в визуальные образы с помощью профессионального программного обеспечения для монтажа, цветокоррекции и анимации.
«Наша цель была создать впечатляющие и эмоционально насыщенные визуальные эффекты, которые дополняли бы драматическую атмосферу оперы. Труднее всего было найти единое стилистическое решение, которое понравилось бы всей команде, потому что у каждого участника были свои представления о визуальной интерпретации оперы. В итоге мы с гордостью показали нашу работу публике и получили положительные отзывы о ее воздействии на зрителей», — делится студентка СПбГУПТД, digital-дизайнер Милена Хайдарова.
Так декорации выглядели на сцене во время гала-концерта:
Над декорациями к опере «Евгений Онегин» работали студентки Карина Гафарова, Анастасия Присяжная, Ксения Кувшинова и Екатерина Александрова.
«Сюжет нашего фрагмента — дуэль Онегина и Ленского, один из самых драматичных эпизодов произведения в целом. Поэтому мы решили отойти от конкретики и сосредоточиться на эмоциях и настроении сцены. Основным нашим инструментом стали краски. Мы снимали, как они расплываются в воде, для чего нам понадобились аквариум и акрил», — рассказывает студентка СПбГУПТД, digital-дизайнер Карина Гафарова.
А таким образом декорации предстали перед зрителями во время гала-концерта:
Работа другой команды студентов Университета промышленных технологий и дизайна над декорациями для сцены «Смерть графини» из оперы «Пиковая дама» началась с создания концепции, составления мудборда и выбора цветовой гаммы, которая должна была соответствовать эскизам костюмов для исполнителей.
«Совместно с режиссером мы составили раскадровку. В ней надо было учесть движение исполнителей по сцене и их взаимодействие с декорациями. Также на данном этапе важно было предусмотреть расположение осветительных приборов в зале и варианты их использования. Мы хотели создать иллюзию полного погружения в покои графини, где происходит действие», — комментирует студентка СПбГУПТД, digital-дизайнер Мария Санина.
Затем каждый из участников команды начал выполнение собственных задач. Лада Тройненкова занималась портретом графини, Ирина Новикова создавала трехмерные предметы интерьера ее комнаты, Кристина Александрова работала с текстурированием объектов и освещением, а также отслеживала сочетание виртуальных и реальных источников света, сопоставляя результат во время репетиций. Кроме того, Кристина занималась обработкой видеозаписей в программе для монтажа и с помощью нейросети. За объединение всех материалов в единый проект отвечала Мария Санина.
На гала-концерте зрители увидели такие декорации:
Визуальные эффекты к отрывку из оперы «Садко» представляли собой абстрактную художественную композицию в зеленых тонах, вдохновленную работами Врубеля и традиционной китайской живописью. Декорация символизировала берег Ильмень-озера, на котором во время оперы появились царевна Волхова и Морской царь.
Над мультимедией для «Садко» работали студентки СПбГУПТД Варвара Доронина, Элана Атаева, Арина Яковлева, Александра Огий и Ксения Лобанова. Они начинали с отрисовки статичных композиций, после чего приступили к их анимации, разбив созданные композиции по слоям и анимируя каждый из них по отдельности.
«В проекте «ОПЕРА & ПОДИУМ» участвовало много ребят из Китая, поэтому некоторые костюмы имели китайские мотивы. Мы постарались отразить это и в декорациях. Например, мы добавили эффект акварельной живописи и постарались создать имитацию туши, как в традиционных китайских акварельных техниках. Эти эскизы не вошли в финальную декорацию, но повлияли на нашу работу в целом. Самым трудным для нас было не забывать, что декорации — это лишь часть того, что зрители видят на сцене, поэтому нам приходилось отказываться от большого количества деталей или слишком ярких акцентов, чтобы не отвлекать аудиторию от исполнителей», — о своей работе и впечатлениях об участии в проекте рассказывает студентка СПбГУПТД, digital-дизайнер Варвара Доронина.
Такой предстала перед зрителями опера «Садко» во время гала-концерта:
В следующей публикации мы расскажем о том, как проходила работа студентов Института дизайна костюма СПбГУПТД над костюмами для артистов проекта «ОПЕРА & ПОДИУМ».
Справка: «ОПЕРА & ПОДИУМ» — международный культурно-гуманитарный межвузовский молодежный проект Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.