Команда Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД представила концепцию реновации петербургского лицея в рамках ФП «Школа мечты»
Под эгидой Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации в лицее № 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга прошла защита концепции обновления корпуса лицея в рамках двухлетнего проведения работ по капитальному ремонту. Проектная команда студентов Университета промышленных технологий и дизайна под руководством доцента кафедры дизайна интерьера и оборудования СПбГУПТД Евгения Лобанова и ассистента кафедры Софьи Шамановой представила проект обновления корпуса на Перевозном, 19. Их заявка победила в новом сезоне федерального этапа проекта «Школа мечты».
На мероприятии присутствовала заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова. Она отметила, что очень рада была узнать о включении студенческой команды одного из ведущих университетов страны в сфере дизайна в проект и поблагодарила руководство Санкт-Петербурга и Университета промышленных технологий и дизайна за поддержку.
Председатель комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты РФ Наталья Кравченко поблагодарила земляков за отклик на приглашение к участию в проекте «Школа мечты» и за формирование такой мощной команды, а также отметила, что студенты СПбГУПТД сделали проект, который полностью готов к реализации и отвечает всем нормам современного образовательного пространства.
«Молодые дизайнеры и архитекторы из ведущего петербургского вуза провели несколько сессий исследования с учащимися, учителями, администрацией лицея и родителями. Разработали поэтажные планы с новыми решениями организации пространства: среди предложений мобильная мебель, цвета, которые помогут визуально расширить пространство, новое освещение. Большое внимание уделено гардеробу и местам для хранения. Спасибо команде дизайнеров и архитекторов за отличную работу», — рассказал заместитель председателя Комитета по образованию Петербурга Алексей Ерин.
Руководитель трех проектов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области доцент Евгений Лобанов в своей вступительной речи поблагодарил организаторов проекта «Школа мечты» за возможность познакомиться с современными практиками организации образовательных пространств, поработать с ведущими экспертами и посетить наиболее интересные с точки зрения дизайна и архитектуры школы Москвы. При этом он отметил, что основатели кафедры дизайна пространственной среды СПбГУПТД, архитекторы Людмила Фешина и Борис Устинов очень много сделали для развития современных подходов к проектированию учебно-воспитательных заведений.
«Представленный на защиту проект стал новой ступенью в процессе внедрения здоровых принципов организации пространства для учебы, личностного развития и социализации учеников младших классов. Для реализации амбициозной задачи министерства, озвученной на Мастерской «Школа мечты» на ВДНХ, — перейти от традиционной «школы знаний» через этап «школы компетенций» к «школе созидания» — необходима среда, которая вдохновляет на творчество и сама является произведением искусства», — отметил Евгений Лобанов.
Первоначальный логотип школы в виде книги с листом послужил источником вдохновения для создания новой концепции интерьеров. Дети — это «чистые листы», которые открыты к познанию окружающего мира. Именно поэтому в основу концепции вошли стихии природы и обрели каждая свою форму в зависимости от расположения на этаже.
Концепцию первого этажа представили студенты Вероника Панамарева и Екатерина Жогло. Она символизирует начало, истоки, его элементы — земля, дерево и вода. Геометрические фигуры — квадрат и треугольник. Функциональное зонирование построено таким образом, чтобы разделить потоки учеников и администрации. Все административные помещения были перенесены в коридор первого этажа. Поскольку этот коридор находится внизу и является самым темным, чтобы разнообразить визуальные впечатления от прохода по нему, были добавлены акценты в виде сидений и настенное панно «Начало» в виде дерева, предназначенное для размещения фотографий и других самых важных моментов из жизни школы. Это символ связи между поколениями, и оно отлично дополняет административную функцию коридора.
Рекреация «Лес» находится перед столовой. Изначально в этом месте предполагалось сделать основной вход в школу, но после долгих обсуждений было принято решение, что это помещение будет более функциональным именно в качестве зоны отдыха или ожидания. Природная тематика этажа продолжается здесь в виде деревянных покрытий, оттенков синего и зеленого, геометрией, повторяющей форму листьев и гор. Пространство включает в себя сразу несколько функций и может использоваться для проведения занятий. Зона умывальников была перенесена поближе к рекреации «Лес» и не создает толпы. Кроме этого ученикам будет веселее и приятнее мыть руки перед едой в компании динозавра, на спине которого прикреплены крючки-вешалки для личных вещей.
Пространство столовой было переосмыслено как «центр сообщества», место встреч самых разных групп людей, а также место проведения различных мероприятий. За счет использования штабелируемой и трансформируемой мебели, складной сцены и перегородки можно использовать ее как место приема пищи, площадку для проведения конференций, либо как выставочное пространство.
Концепцию второго этажа представила студентка Галина Шаламова. Символика-огонь. Он здесь понимается как источник тепла, очаг, вокруг которого собирается вся семья. В основу геометрии здесь положены ромб и параллелограмм. Рекреация «Очаг» — это место для посиделок и созерцания. Здесь предполагается разместить экспозиции, посвященные географии, истории и патриотизму. Рядом с ней находится музыкальный класс, оформленный декоративными акустическими панелями. С другой стороны находится рекреация «Труд», включающая также трансформируемое пространство мастерской и компьютерную комнату. Из этой зоны также можно попасть на балкон столовой, который был преобразован из складского закрытого помещения. Таким образом, домашняя атмосфера этого этажа плавно переходит и в столовую.
Концепция интерьера третьего этажа, представленная студенткой Антониной Сапрыкиной, символизирует свободу познания и творчества. Его природный элемент — воздух и ветер, геометрические фигуры — трапеция и шестиугольник. Дизайн этажа выполнен в духе минимализма. Рекреация «Остров» погружает учеников в атмосферу сказки, а «Знание» дает возможность для обмена знаниями и книгами и включает в себя небольшую открытую библиотеку.
Концепцию четвертого этажа представила студентка Анна Чечулина, она завершает развитие символизма проекта. Так как он находится выше всех, его элементом стал космос, а фигурой — круг. Это отсылка к произведению Э. Эббота «Флатлвндия» о плоском мире, в котором чем ближе существо к вершине познания, тем больше у него углов, а у круга их бесконечное число. Рекреация «Фокус» представляет собой зону для просмотра мультфильмов, а «Взлет» является зоной активных игр. Множество объектов мебели и оборудования, а также настенные изображения выполнены в виде планет и созвездий.
Инфографика для навигации и новый логотип школы были разработаны руководителями проекта Евгением Лобановым и Софьей Шамановой. Под личным руководством доцента СПбГУПТД Евгения Лобанова была разработана концепция пристройки к зданию лицея, вызвавшая живейший интерес администрации.
Этим летом в лицее на Перевозном, 19 уже начнется первый этап обновления пространства, который коснется спортивного зала и четвертого этажа. Кроме этого, в планах обновить кровлю всего здания. В 2025 году — начнется обновление трех этажей лицея с учетом решений, которые были предложены командой Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.